По мнению большинства экспертов, фундаментальным этапом в развитии хип-хопа стала «Золотая Эра», то бишь «Golden Age». Период «золотого» хип-хопа пришелся на конец 90-х годов, когда в творчестве исполнителей начали прослеживаться автоцентризм и политический радикализм. Артисты по-прежнему не заморачивались с сэмплами, по 100 раз используя старые свои и чужие биты, однако уже начинает появляться электро.
Постепенно олдскульное течение начало преображаться новыми идеями в сэмплировании и читке. Даже «Rolling Stone» тех лет отмечал, что каждый третий новый трек привносит в культуру что-то новое, а значит, хип-хоп развивался и искал новые пути к реализации. Это время экспериментов, однако мало какая идея действительно прижилась и ротируется на сегодняшний день. Дело в том, что рэперы старались выделиться из массы за счет нового звучания, поскольку тексты по-прежнему оставались одинаковы по тематике у всех.
Артисты только начинали изучать для себя все возможности хип-хоп музыки, это отмечали и редактор «Роллинг Стоун» Sia Michel, и глава МТV известный шоумен Sway Calloway, и даже писатель Jelani Cobb. По мнению Кобба, Именно конец 90-х стоит считать «Золотой Эрой» хип-хопа, поскольку в это время музыканты заложили основу в стилистике направления. Также писатель сравнивает тогдашний hip-hop с художественным проявление натуры человека, с настоящим искусством.
Совершенствовалась не только музыка, но техника самого рэпа. Здесь уже нужно сказать спасибо рэперу Kool G Rap, который впоследствии написал немаленькую книженцию о становлении хип-хопа, также стоит отметить феноменальных чтецов Chuck D, KRS-One и других. Несмотря на резкий наплыв и повышенное внимание к культуре, каждый новый исполнитель свободно мог стать известным, достаточно было записать хороший текст поверх какого-то подходящего сэмпла, а потому раздать копии проходящим по улице людям. Да, в то время бесплатный хип-хоп был в моде, к сожалению, сейчас это мало, где найти.
Центром «Золотого Хип-хопа» становится Нью-Йорк, где рэперы пользуются, так называемыми, «Skeletal Beats», позаимствованными из хард-рока. С появлением десятков исполнителей в одном городе или даже районе жить стало еще небезопаснее. Да, в 90-х беспредел творился везде, в Штатах могли убить даже простого конкурента по рэпу. Все начиналось с диссов, продолжалось в драках и разборках, а заканчивалось стрельбой – такой сценарий был у каждой второй стрелки.
Что не говори, но и в то время были свои магистр читки – «Public Enemy», Big Daddy, Rakim, Chuck D. Именно эти парни впервые усовершенствовали технику речитатива и показали всему миру, что рэп можно читать не только монотонно под однообразный бит. В начале эры частым явлением был черный национализм, с которым далеко не все могли справиться.
Как уже говорилось, временные рамки «Golden Age» хип-хопа ограничиваются концом 90-х, однако по мнению все того же «Rolling Stone», золотой бум пришелся на все 90-е, следовательно, многих приверженцев олдскула можно считать и «золотыми» хип-хоп мейкерами. Как тут не вспомнить Run-DMC или Dre, а «Chemical Brothers» и De La Soul – так можно перечислять вечно…
Известный критик ToniGreen в своей книге «Классический Материал» разделил «Золотой Век» на два этапа: становлений и сам пик. По мнению писателя, второй этап эры пришелся на 1996-99 года, когда с появлением на рынке драм-машины «E-mu SP1200» и скретчинга, хип-хоп вышел на новый уровень, которому не могло противостоять ни одно сердце, отсюда, собственно, и пик жанра. Подавляющее большинство рэперов тех лет пользовались наработками своих предшественников с 80-х, и только избранные решали усовершенствовать стиль, с чем успешно справлялись – Nas, «Wu-Tang», Snoop Dogg, Out Kast, De La Soul и другие.
Огромное влияние на новы проблески в хип-хоп музыке того времени оказал хардкор, фанк и джаз. Нельзя не отметить, что главным жанром «Золотого Века» был гангста-рэп, с который и связан расцвет культуры. Закат «золотой» истории пришелся на новое тысячелетие, когда началась эра коммерции и электронного звучания. Первым рэпером, начавшим продвижение абсолютно нового движения «Ньюскул», стал Снуп Догг, который выпустил свой новый джи-фанк альбом.
Постепенно коммерция стала губить тот ностальгический и осмысленный олдскул, который до сих пор в цене. С появлением возможности зарабатывать деньги на хитах замыкала рэпера на одной цели – разбогатеть, а качество треков уже мало кого интересовало. К 1999-му году по-настоящему олдскульных хитов уже было по пальцам счесть.
Поскольку точные рамки «Золотой Эры» не ясны и расплываются на 3-5 лет, то справедливо учесть некоторых рэп-исполнителей олдскула яркими представителями «Golden Age»: «Beastie Boys», «Cypress Hill», Ice Cube, Dre, Das EFX, Snoop Dogg, LL Cool J, Ice-T, 2 Pac, De La Soul и прочие. Многие из них ротируются до сих пор.