Рэпер Смоки Мо в «Звезда говорит!» продолжает рассказывать о первых шагах в руссрэпе, о первом куше, о хреновых и шикарных условиях работы и о ностальгическом детстве:
«До первых успехов в музыке, я никогда и нигде не работал, так уж получилось. У меня были джинсы и пару футболок, которые я носит до дыр, - это было для меня в порядке вещей. Я был тогда простым пацаном, да я и сейчас простой. Семья у меня всегда была из низших слоев, поэтому к деньгам я не мог привыкнуть – их попросту никогда не было. Музыка – мой первый заработок. Хорошо, что в итоге я смог найти себя, и это меня кормит».
«Свой первый куш я сорвал после записи альбома «Кара-Тэ», когда диск, буквально, смели с полок магазинов. Какую сумму я получил? Полторы штуки баксов – это были огромные деньги для меня, да и вообще для того времени. Представьте, парень из бедной семьи своими силами в музыке заработал полторы тысячи! Сейчас это небольшие деньги, но того казалось, что я стал богачом!» (Смеется)
«В начале 2000-х рэп-исполнители и группы были на уровне кружков самодеятельности! Нас мало кто знал и уважал, многим казалось, что мы просто страдаем от скуки и то, что мы записываем никак нельзя назвать музыкой. Постепенно хип-хоп стал проникать в дома россиян, стали появляться приглашения на концерты. Помню, организаторы шоу селили нас не в гостиницах, как это следовало бы и делается сегодня, а у кого-то на хате. Ели также то, что ели и остальные жильцы квартиры, а сколько ситуаций было курьезных! Мы же не просто сидели, нас пытались всячески развеселить и развлечь, отсюда алкоголь, легкие препаратики и прочее, короче, не скучали особо, но условия были никакие».
«Наши первые гонорары были 300 баксов на всех! Другое дело, сейчас – шикарные гостиницы, например гостиницы в Караганде на выбор, райдеры, большие гонорары, в общем, все условия для комфортной работы. Вы читали райдер Ассаи? Мне нравится один пункт – килограмм хурмы! Ну что это? Зато смешно, видимо, она ему нужна для работы, а что не сделаешь ради звезды? С Ассаи мы сто лет знакомы, помню, мы с ним работали вместе в группе «Umbriaco». Какой там райдер – накормили, дали денег, которых едва хватало на месячное проживание - и ладно!»
«Еще был случай, когда приехали группой в один город, неважно какой, а там организатор был такой дерзкий, шустрый, ну таких приключения всегда находят. Короче, поехали в один клубешник по его инициативе, но кого-то из его знакомых не пустили в зал, так какие он разборки затеял. Дело закончилось дракой, уже никто в клуб не хотел, а ему это в принципе, видать. В общем, в конце концов приехали менты, повязали его и увезли… Мы были в шоке – что теперь делать, как вообще до места выступления добраться, у кого контракты брать? Хорошо, что через знакомых нашли эту компанию, которая нас заказала, приехали в офис и заключили контракт. Концерт состоялся, но того парня еще несколько дней в ментуре мурыжили! Вот такие были времена раньше».
«В гастролях в порядке 10-ти лет уже, за это время всякое случалось – опоздания на самолеты, нудные 3-дневные поездки на поезде, а сколько приколов с гостиницами было! Про это все получилась бы неплохая книга, может, и напишу ее как-нибудь, кто знает. Было и хорошее, было и ужасно страшное, просто, кошар. Например, случай в Верхней Салде – это городок такой. Маленький город и один огроменный завод, где работает все население Салды. Такое ощущение было, что народ там, кроме своего завода больше и знать ничего не знает. Представьте, в каком классном стайле нам пришлось работать!»
Дальше Смоки Мо решил обратиться к теме знакомства и движа в руссрэпе:
«Я знаком со многими рэп-исполнителями нашей страны. Особняком стоит проект «Def Joint» - какая группа была, сердце кровью обливается! Сколько мы там ребят собрали талантливых, которые сейчас солируют по всей России. Знаете, что такое на рэперском слэнге «подтяжка лица»? Это когда ты своим авторитетом и связям раскручиваешь перспективных малоизвестных исполнителей. Так мне когда помог Влади, затем я также выручил Кажэ и понеслось. Можно сказать, что апогеем «подтяжки лица» и и стал проект «Def Joint». У нас в составе было 10 супер-рэперов, но что-то не срослось: то ли люди были не готовы к такому бешенному стайлу, то мы где-то просчитались. Думаю, сейчас наш проект был бы в большой ротации, но тогда просто тяжело было найти всем место в шоу-бизнесе».
«Я многому научился у «Def Joint», и это не только в плане музыки. Дружбы, взаимовыручка, тусовка – вот что я вспоминаю о нашей группе. Сегодня тяжело найти более дружного коллектива, да и вообще в шоубизе друзей нет! Я понял, что добиться желаемого можешь только ты сам, если будешь делать все грамотно и четко. Против системы идти нельзя, но можно ее прогнуть под себя! Тогда все было отлично, кроме менеджмента и вложений, капитал у нас был на нуле, даже на элементарные вещи денег порой не хватало».
«После распада я продолжал дружить с Влади, именно он меня и свел с «Крэком». Признаюсь, тогда я крайне скептически относился к этой группе, да и особого желания с ними общаться не было. Как-то вечер ко мне домой пришел Влади, мы засел на кухне, разговорились, и тогда он меня убедил, что стоит попробовать с ними стыкануться, а после добавил: «Кстати, они через минут 15 уже должны к тебе подойти!» Я был в шоке. Тогда даже не думал о том, что дома бардак, что о группе не в восторге – мысли перемешались. Так вот все и завертелось!» (Смеется)
«Вскоре на горизонте замаячила студия «Кухня-Запись», понятное дело, почему – первая наша встреча состоялась как раз таки у меня на кухне! Это была не проф-студия, а обычная комнатка с микрофоном на швабре, старым компом и колонок от проигрывателя. Это ли главное? Мы такое записывали на «Кухне», что сейчас многие рэп-исполнители позавидовали бы! Марат сделал из задрыпанной комнаты реальную студию, только он на такое способен! Впервые в настоящей студии записались у Влади на «Респекте» - это было незабываемо, просто фантастически!»
«Когда-то были времена – жили все вместе по-соведству: я, Струч, Ассаи, Крипл. До сих пор вспоминаю дворы в Купчино… С Ассаи мы и вовсе в одну школу ходили, правда, в школе он был какой-то замороченный, напостой в стороне стоял, что-то думал себе на уме. Я вот его хорошо помню, а он меня не особо со школьных лет. Как не странно, но Леху любили девчонки, мы с пацанами не могли все понять – почему. Со Стручом и Криплом общались хорошо, даже на стрелки какие-то постоянно вместе ходили, ну как это бывало раньше. Мы тогда малые были, по лет 13 было. Купчино состояло из районов, если ты чужак – тем придется нелегко, сами в такой ситуации не раз бывали. В общем, детство как детство, а вспоминается с ностальгией».
Разбирая завалы старых дисков, совершенно случайно наткнулась на фильм «Мойка»2001 года. В общем-то, название мне ни о чем не сказало, зато понравилась бравая команда актеров: это всеми любимый дуэт Snoop Dogg'a и Dr.Dre, а так же засветившиеся в эпизодических ролях Эминем, Ludacris и Xzibit.
Главный конек Кёртиса - его правдивость, жизненность его песен. Его нельзя назвать «коммерческим» певцом или «студийным гангстой». Все что он делает - от души. Он знает, о чем поет, наверное, это и сделало его одной из самых неоднозначных фигур мэйнстримовского рэпа.