Первые эксперименты русского рэпа относятся к 80-м годам прошлого столетия. Многообещающие планы о светлом будущем коммунизма уже не прельщали. Улица притягивала гораздо сильнее. Именно тогда начали появляться первые брейк команды и первые рэп - коллективы. Известно, что в исторические центры нашей необъятной страны приезжало множество иностранных туристов. Они то и завели новую культуру, которой сразу заинтересовалась уличная молодежь. Примерно, в то же промежуток времени стал популярен термин "трейд". Что это такое? В переводе с английского - это обмен или торговля. На языке партийцев – спекулянт, валютчик или человек, который продавал страну за тряпки и иностранную валюту. На улице это понятие имело совсем иную трактовку: трейдер – человек, идущий против устоев, законов, против системы. Трейдер всегда одет с иголочки, знает иностранные языки, что помогало ему свободно общаться с иностранцами и доставать любую информацию о мировой культуре без редакции КГБ и других органов. Так к нам и попали первые записи американских рэп исполнителей. Сначала это были просто попытки подражать американскому стилю, первые выступления в подъездах и двора, первые текста со смелой лексикой. Естественно, пробить на большую сцену было абсурдным, ведь музыка эта «пропагандировала скорее анархию, чем какую либо более-менее приличную систему устройства государства». Хип тогда воспринимали, как оружие, с помощью которого можно заработать репутацию на улице.
Первые попытки зачитать рэп «в люди» произошли в городе Куйбушев (ныне Самара) группой «Час пик», совместно с Александром Астровым. Ребятами была записана 25-минутную программа «Рэп». Вот такие незамысловатые куплеты можно было услышать в первой записи:
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет. Что это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»
Чуть позже, вначале 90-х, запрет на рэп начал потихоньку спадать. В те времена популярностью пользовались:
Богдан Титомир - за свою гипертрофированную, по тем временам, эксплуатацию сексуальности. Известность приобрел после клипов «Ерунда» и «Делай, как я», которые крутились по каналу 2×2 не менее 3 раз в день на протяжении нескольких недель в самое популярное время.
«Мальчишник» - скандальная рэп группа, образованная после распада СССР. Также как и Богдан, пропагандировали сексуальную революцию. В состав группы входили Дельфин, Мутабор и Дэн. Продюсировал группу Алексей Адамов. Также сюда же можно отнести андерграудные формы русского хип-хопа Bad Balance. С самого начала это была танцевальная группа, которая занималась брейк-дансом. Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. Группа существует и по сей день в составе Шефа, Купера и Al Solo. Сам по себе русский рэп явление довольно молодое.
Так же как и у русского рока, в юном возрасте у русского рэпа была одна главная проблема - подражательство американскому собрату. И это подражательство, признаюсь, выглядело несколько нелепо. Достаточно интересен факт, что если хип-хоп зарождался как музыка «негритянского гетто», с резко агрессивным отношением к белому, то в России, например, он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» здесь не может быть и речи.
Бесспорно, русский рэп противоречив, со своей атрибутикой стиля, зачастую в нашей музыке очень много лирики. Сейчас в русском рэпе она как-никак популярна. Но, тем не менее, с годами все больше появляется наших отечественных талантов, со своей изюминкой, а не жалкой пародией на зарубежных родоначальников и известных рэп-исполнителей. Будем надеяться, что количество таких талантов будет множиться с каждым днем, а современный русский рэп выйдет из подполья на мировой уровень.