11:00
MEDINE (Медин)Я встретил Медина в прибрежном городе Ле Гавр. Запахнутый в длинную
куртку с капюшоном, он находился здесь, чтобы потренироваться в
городском дансинге.
Он был воспитан в унылых кварталах города и когда-то был активистом свободной мусульманской молодежи, которая увещевала французское общество о его загнивании и аморальности. Его назвали в честь священного для мусульман города Медины.
Сейчас его CD и живые концерты звучат по-другому – они предлагают новое решение, полноправное участие в жизни и готовность к конкуренции за успех на свободном рынке и в условиях демократии. Мы поднялись в танцзал по грязной бетонной лестнице.
Серые стены общественного центра украшены тонкими линиями из желтого кафеля, зеркальный холл светлый и теплый. Но все выглядит заброшенным, как будто обитатели переезжают в другое место.
Медин, чей рэп скорее лирический, чем озлобленный, – тоже часть сдвига поколений. Крепко сбитый, подстриженный под «ежик» и бородатый, Медин совершает молитву в нужное время и соблюдает все правила мусульманской религии.
Цель его рэпа – преподнести Ислам французскому обществу. Однако он не концентрируется на догматике, а подчеркивает универсальные принципы, которые Ислам разделяет с западным обществом. «Я думаю, что во всех религиях есть общечеловеческие ценности», - говорит Медин.
«Мне не кажется, что взаимопомощь существует только в Исламе, щедрость - только в Католицизме, а любовь – только в Иудаизме, - добавил он. - Я решил рассказать о некоторых ценностях моей жизни в своем альбоме, но это не значит, что я объявляю себя самым лучшим. Вовсе нет».
Экономическая конкурентоспособность и артистический успех – черты нового мусульманского поколения.
Офис Медина в квартире на первом этаже оборудован компьютерами и забит разными вещами, в основном одеждой.
Амель Бубекер из Школы социальных исследований в Париже называет это движение «крутой Ислам». «Они пытаются продвинуть свою религиозную индивидуальность, а также идею солидарности, благотворительности и ответственности друг за друга», - считает ученый.
Но, несмотря на весь их энтузиазм, существуют большие разногласия с таким вызывающе светским государством, как Франция.
«Горжусь, что я мусульманин»
Лидеры нового поколения мусульман хотят быть признанными как французами, так и своими единоверцами.
Эта уверенность исходит от работников «Унисите», мусульманской фирмы, название которой подчеркивает единственность Бога. Три молодых мусульманина продают одежду из гаража в доме на окраине Парижа.
На одежде – футболках, шортах, бейсболках – изображены исламские символы, арабская вязь, изображение благословляющей по-мусульмански детской руки. Что еще более важно, послание, которое несут эти люди, подчеркивает необходимость духовных ценностей, даже не столько мусульманских, сколько вообще любых ценностей в обществе, которое становится все более безбожным.
«Ценности, которые мы хотим показать, проистекают из Ислама. Это человеческие ценности, которые признают и мусульмане, и немусульмане», - говорит директор фирмы Тьерри Росо.
«Такие ценности, - добавляет он, - как дружба, милосердие, справедливость и другие. Так, первое, чего мы хотим – это чтобы мусульмане перестали прятаться и начали гордиться тем, кто они есть».
Понимание с окружающим миром
Нет ничего таинственного в Захье, молодой мусульманке, примеряющей свадебные платья в магазинах, которыми изобилует Париж. Ее бракосочетание будет проведено имамом, но все остальное будет таким же французским, как и ее повседневная жизнь, за исключением, конечно, алкоголя.
«Все надевают белые платья на свадьбу. Как и все женщины, я тоже хочу этого», - говорит она.
Но, возможно, есть кое-что более важное, чем «дружеские объятия» мусульманской молодежи с французским обществом. Такие имамы, как Тарик Убру думают о немыслимом – что, только сделав Ислам частью западного пространства, его последователи могут влиться в европейскую культуру.
Он возглавляет ряды молящихся в мечети, в основном арабов по происхождению, молча двигающихся с ним в унисон. Но то, что он говорит в своем кабинете, – звучит просто революционно.
Мусульманскому сообществу нужно принимать во внимание западную философию и богословов, даже католических и протестантских, как говорит Убру. Он признает, что это будет означать переинтерпретацию некоторых фундаментальных источников, так, чтобы толкования соответствовали вызовам эпохи.
«Мы живем в изменяющемся геополитическом климате, нам нужен динамичный подход к нашим священным источникам, - говорит имам Убру. - Мы не можем позволить себе читать наши тексты дословно. Нам нужен свежий взгляд и осмысление – и тогда применять новые модели к нашей повседневной жизни».
Эта идея обсуждается сейчас почти во всех частях мусульманского мира, особенно в Турции, где готовится целый труд, содержащий новые подходы к некоторым хадисам.
Это не означает того, что новое поколение мусульман бросает свою веру, отказывается от нее. Такие люди, как имам Убру и Медин настаивают, что, несмотря на приспособление исламской мысли к современности, сама религия сохранит ядро бескомпромиссной веры.
Роберт Пижотт BBC
Публикации
Щедрости рэпера Birdman нет конца: на этот раз он вручил своему брату подарок, стоимостью более полумиллиона долларов... | Бейонсе снова в строю и готова к новым свершениям, а планов хоть отбавляй... | 50 Cent к радости своих поклонников выпустил долгожданный альбом "FIVE", снял новый клип, дал интервью каналу MTV и открыл хип-хоп фестиваль в Швейцарии... |
| ||