Их альбомы запрещали, с ними судились и арестовывали за откровенные выступления. Они сделали секс своим коньком и пробили не одну брешь в юридических барьерах. Но в результате все оказались обмануты собственным адвокатом
Значение группы 2 Live Crew для хип-хопа трудно переоценить. Но не все знают, чем именно, кроме своего отвязанного замешанного на сексе творчества, они оправдывают такое утверждение. Кроме того, для многих это всего лишь скандально известный коллектив откуда-то из первой половины 90-х. Что-то вроде одной страницы, которую можно забыть, едва перевернув. Это первая ошибка. Участники коллектива до сих пор работают и выпускают альбомы. Мало кто продержался на сцене так же долго и вряд ли какая-либо из зажигающихся сейчас звезд сможет в дальнейшем похвастаться такой же эстрадной живучестью - изменились времена, изменились методы работы. Сейчас машина шоу-бизнеса берет очередного потенциально звездного исполнителя, который зачастую является просто лицом проекта, в котором задействована целая когорта профессионалов. Наступает звездный час, человек приносит прибыль, мелькает по всем каналам, звучит из всех радиостанций. Но рынок диктует свои условия. Потребительским массам постоянно нужно что-то новенькое. Как капризный ребенок быстро теряет интерес к новой игрушке, так и зритель требует новых лиц и голосов и этим напоминает египетскую царицу из клипа Майкла Джексона "Remember The Time" – "как мой король может развлечь свою скучающую королеву?". Конвейер работает и с завидным постоянством поставляет на сцену новые фантики, слабо по сути отличающиеся своей начинкой.
2 Live Crew, выпустив свой первый сингл в 1985 году, в дальнейшем создали не один прецедент в хип-хопе. Своей скандальной известностью с ними может поспорить разве что коллектив N.W.A. Откровенные видео и шокирующие шоу 2 Live Crew проторили дорогу сексу на музыкальное телевидение. И теперь среди клипов мейнстримных рэп-исполнителей трудно найти такие, где на вас не обрушивался бы каскад женских тел разной степени оголенности. 2 Live Crew это сделали первыми, они выплеснули на зрителей свои более чем откровенные текста и чуть ли не добуквенно соответствующую им картинку. У изрядной части американской внешне пуританской общественности зашевелились волосы от такой прямой подачи материала, и группа моментально оказалась в зале суда. К слову сказать, в дальнейшем судебные инстанции стали для них почти что домом родным. Поводов для посещения дворцов правосудия было более чем достаточно, и многие результаты таких разбирательств оказались для хип-хопа в целом достаточно судьбоносными. Можно долго спорить по поводу того, насколько позитивны эти результаты для общественной морали, но положа руку на сердце скажите – кто откажется посозерцать женское тело, особенно если оно пока еще выглядит достаточно эстетично? Да и многие девушки по природе своей эксгибиционистки. Им хочется быть в центре внимания и ловить на себе восторженные взгляды. И, как вы думаете, как проще всего этого добиться? Потому поток так называемых hip-hop honeys просто неиссякаем. Но давайте поговорим о самой группе, ибо продолжать рассуждать в этом ключе об их влиянии и о том, к чему это привело можно долго.
Несмотря на то, что многие, услышав название 2 Live Crew, в первую очередь вспоминают Майами, история группы начиналась в Калифорнии. В самом начале было три участника Fresh Kid Ice (Chris Wong Won уроженец острова Тринидад), DJ Mr. Mixx (David Hobbs), и Amazing V. В 1985 году они выпустили сингл "Revelation", который наибольшей популярностью пользовался во Флориде. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Парни решили переехать во Флориду, раз уж фортуна улыбнулась им именно оттуда. И на этом этапе их состав претерпел первые изменения. Amazing V остался, о чем быть может потом неоднократно пожалел.
После выпуска второго сингла "What I Like", в котором Mr. Mixx отвел роль ведущего рэппера Amazing V, к ним присоединился Brother Marquis (Mark Ross). Amazing V получил отставку. Вскоре они заключили свой первый контракт с импрессарио из Майами по прозвищу Luke (Luther Campbell). Должности менеджера, которую он занимал в проекте, ему скоро показалось маловато, и он стал полноправным участником, исполнителем и, заодно, лидером команды. В таком сложившемся четырехглавом составе они выпустили свой первый альбом "The 2 Live Crew Is What We Are". Он появился в 1986 году и вышел на собственном лейбле Люка Skyywalker Records, который существовал с 1983 года. Содержимое этого творения можно сравнить с современными американскими молодежными комедиями, в которых героев волнует, как правило, всего один главный вопрос, куда пристроить свой детородный орган. Названия треков "We Want Some Pussy" и "Throw the D" (подразумевающий слово dick) не оставляли никаких сомнений о текстовой направленности. (Как вы думаете, у кого отечественный коллектив Мальчишник заимствовал свой провокационный имидж? Правда, музыку они "одалживали" у более широкого спектра американских рэпперов – от LL Cool J до Young MC). Моментально по штатам стали расползаться слухи о 2 Live Crew и неудивительно, что повышенный интерес к творчеству группы проявила молодежь и подростки. Благодаря известности, которая передавалась из уст в уста, альбом достиг золотого статуса. Вскоре произошло и первое столкновение с судебной системой. Правда, пока не коснувшееся рэпперов непосредственно.
В 1987 году сотрудник одного крупного музыкального магазина был привлечен к суду за то, что продал этот альбом 14-летней девочке. По факту альбом оказался на одной чаше весов со спиртным и сигаретами. Эта история натолкнула Люка Кэмпбела на идею выпуска "чистой" и "грязной" версии (вот вам еще одно их новаторство). Вышедший в том же году альбом "Move Somethin'", стал первым релизом, существующим в двух версиях. Благодаря этому неокрепшие молодые умы получили альтернативу не столь откровенного содержания. Хотя не совсем понятно, кого это все могло бы обмануть, зато продавцам стало жить поспокойнее. Этот альбом также стал андеграундным хитом и, уверенно преодолев золотую отметку, превзошел успех своего предшественника. Правда, платиновый рубеж в этот раз не покорился. Выпуск двух версий альбома оказался не единственным достижением группы.
Вульгарное содержание треков группы в результате привело к тому, что, в ставшем им родным штате, они находились с властями практически в состоянии войны. Но вся шумиха и неудачные попытки штрафовать магазины за продажу альбомов 2 Live Crew работали на популярность. Они продолжали в том же духе, и в 1989 году вышел их самый успешный альбом "As Nasty as They Wanna Be". Уже к концу года он единственный из всей их дискографии перешагнул платиновый рубеж. Именно на нем был самый известный хит отвязанной четверки "Me So Horny", который смог попасть в Top-40 несмотря на то, что не имел никакой радиоротации. Одноименный сингл продался золотым тиражом. Все более распространяющаяся слава о похабной группе привлекла внимание ультраконсервативной организации American Family Association (AFA). Наличия на обложке альбома специальной этикетки предупреждающей о его содержании (та самая Parental Advisory…) оказалось недостаточно для удовлетворения AFA. Активист AFA, адвокат и религиозный деятель Jack Thompson убедил губернатора Флориды Bob'a Martinez'a начать расследование, суть которого сводилась к тому, что альбом своим содержимым нарушает местные законы о пристойности.
Государственный обвинитель решил, что санкции можно применить на местном уровне, в рамках штата. Вскоре Nick Navarro шериф округа Broward получил копию альбома с предписанием от судьи Mel Grossman о том, что этот альбом юридически непристоен. Шериф предупредил все местные музыкальные магазины, что продажа этого альбома является незаконной и может повлечь для них судебные неприятности. В ответ 2 Live Crew выдвинули ответный иск, в котором утверждалось, что действия шерифа неконституционны. В июне, окружной судья Jose Gonzalez вынес решение признающее "As Nasty as They Wanna Be" непристойным и потому запрещенным. Два дня спустя продавец одного из магазинов Charles Freeman был арестован. Он попался на продаже этого диска, когда полицейский под прикрытием осуществил у него контрольную закупку. Следом были арестованы и три рэппера 2 Live Crew за то, что исполняли треки с этого альбома в одном из местных клубов. Тут стоит сразу отметить, что четвертый участник группы Mr. Mixx отвечал в команде только за музыкальную составляющую их творчества. К нему просто невозможно было применить санкции в такой постановке вопроса. Через несколько месяцев троицу оправдали, во многом благодаря результатам проведенной профессором Henry Louis Gates-ом экспертизы. Вскоре в апелляционном суде было снято обвинение и с Фримана. Несмотря на то, что приговор был оправдательный, по всей территории штатов произошло еще несколько аналогичных инцидентов, когда карающий меч был направлен в сторону распространителей. В результате в среде молодежи вся эта шумиха придала альбому статус запретного плода. Как не трудно догадаться вскоре продажи альбома преодолели двухмиллионный барьер и даже привлекли к исполнителям внимание известного режиссера Джорджа Лукаса (George Lucas). Вы, конечно, догадались, что причиной стал сценический псевдоним Кэмпбела - Luke Skyywalker (ведь именно Lucas снимал знаменитые "Звездные войны", у главного героя которых было позаимствовано это прозвище). Решение суда было быстрым и прогнозируемым – 300 тысяч штрафа плюс Кэмпбелу было запрещено использовать чужую торговую марку и с тех пор он стал называть себя просто Luke, а его лейбл превратился в Luke Records. Именно под этим названием он и остался в истории. Тяжба, связанная с этим альбомом, завершилась только в 1992 году, когда Верховный суд поддержал решение апелляционного суда, вынесшего определение в пользу 2 Live Crew.
В том же году группа выпустила чистую версию этого альбома, которая называлась "As Clean As They Wanna Be" и была призвана достигнуть тех секторов рынка, в которых грязная была запрещена. Чтобы очистить материал до приемлемого уровня группе пришлось укоротить его на семь треков, а некоторые существенно переработать. Также в этом релизе присутствовала композиция "Pretty Woman", которая стала в 1994 году предметом очередного судебного разбирательства. Оно в некотором смысле стало судьбоносным и для музыкальной индустрии в целом. Acuff-Rose Music - издатели баллады "Oh, Pretty Woman", которую исполнял Roy Orbison, обвинили группу в плагиате. 2 Live Crew как добропорядочные граждане заранее обратились к ним за разрешением на использование этой композиции в своей пародии, но получили категорический отказ. Несмотря на это трек все же вошел в альбом. Весь процесс крутился вокруг выяснения разницы между плагиатом и пародией. Это дело в результате дошло до Верховного суда, который после углубленного анализа законодательства и терминологии пришел к выводу, что этот трек следует считать пародией. Но до этого момента с группой произошли интересные метаморфозы.
Следующий альбом, который вышел в 1990 году стал первой попыткой Люка заявить о себе, как о сольном исполнителе. Хотя он оставался в составе группы, на альбоме "Banned in the U.S.A." было написано The Luke LP featuring The 2 Live Crew. Здесь уже ставка делалась не только на секс. Достаточно часто стали звучать и заявления политического характера. Благодаря предшествовавшей шумихе Люку удалось заключить дистрибьюторский договор с компанией Atlantic. Главный, одноименный альбому сингл являлся пародией на альбом Брюса Спрингстина "Born in the U.S.A.". В данном случае вопросы с правообладателями были успешно утрясены заранее. Этот трек стал вторым синглом в истории группы, который попал в Top-40 и продался золотым тиражом. Сам альбом также взял золото.
В 1991 году они выпустили первый в истории концертный рэп-альбом "Live in Concert". Кроме того, появилось и логическое продолжение "As Nasty As They Wanna Be" - "Sports Weekend: As Nasty As They Wanna Be, Part II", который вышел также в Nasty и Clean версии (с заметной разницей в количестве треков). Несмотря на постоянно сопутствующий команде скандальный фон, игравший немалую роль в мотивации покупателей, этот альбом продавался туговато. Он достиг золота только на следующий год. И вот тут самое время появиться из тени еще одному человеку, который последнее время стоял рядом. В 1991 году Люк нанял адвоката в юридической фирме Bailey & Hunt. Кто-то должен был помогать управляться с делами и противостоять системе. Адвокатом группы стал Joe Weinberger, который вскоре оказался также и бизнес-партнером Люка.
1992 стал годом конца группы в её историческом составе. Финансы неожиданно начали петь романсы. Нескончаемые судебные издержки подточили финансовое состояние лейбла, кроме того, поговаривают, что Люк слишком широко жил. Мы ведь все знаем на примере MC Hammer'a, что даже большое состояние может незаметно, но стремительно растаять. Возможно, и в этой сфере жизнедеятельности Люк обскакал всех. Так или иначе, в группе начались трения, причиной которых стали как обычно деньги. Как логический итог, "Sports Weekend" стал последним релизом, который четверка выпустила вместе. Вскоре три участника коллектива решили покинуть группу и выдвинули вслед за этим требования по уплате им роялти за предыдущие достижения. Кроме этого, рэппер MC Shy D (Peter Jones), который выпустил на лейбле Люка два своих альбома в 1987 и 1988 годах также выдвинул иск, утверждающий, что ему недоплатили за альбом "Got to be Tough". Weinberger для ведения этого дела нанял принстонского выпускника Nicolas'a Manzini, который совершил ряд ключевых ошибок, отвергнув несколько предложений по урегулированию конфликта от представляющего интересы MC Shy D бывшего одноклассника Weinberger'a Richard'a Wolfe. В результате Кэмпбелу присудили выплатить 2,3 миллиона, которых у него не оказалось, и он был признан банкротом. Во время распродажи лейбла Weinberger выкупил все права на музыку 2 Live Crew всего за 800 тысяч долларов.
Первый в истории черный CEO собственного лейбла потерял свое детище. В то же время 42-летний Weinberger решил продолжить свою карьеру функционера от музыкального бизнеса и создал собственный лейбл Lil’ Joe Music (Little Joe). Он подписал на него бывших участников 2 Live Crew и других артистов Luke Records таких как Poison Clan и Bust Down. Все остальные альбомы 2 Live Crew уже выходили на его лейбле. One Live Jew обставил 2 Live Crew, и всю историю группы можно разделить на два этапа – до и после Weinberger'a. Парни продолжали работать, каждый на свой лад, но никогда уже они не добивались такого же успеха, как в период до 1991 года.
Вскоре своими сольниками разродились Luke и Fresh Kid Ice – в 1992 году один выпустил "I Got Shit on My Mind", второй "The Chinaman". Годом позже Fresh Kid Ice и Mr. Mixx под названием Rock on Crew выпустили альбом "Deal With This", а Mr. Mixx кроме того поддержал почин соло-релизов, выпустив свой EP "Oh My Gosh". В 1994 Люк и Fresh Kid Ice объединили свои усилия с рэппером Verb (Larry Dobson) и создали The New 2 Live Crew выпустив альбом "Back at Your Ass for the Nine-4". В 1996 2 Live Crew без приставки New и без Люка выпускают альбом "Shake a Lil' Somethin'". В 1998 в еще более урезанном составе группа выпускает "The Real One". На этот момент в ней состоит всего два участника, ибо Brother Marquis решил обратиться в веру. Впоследствии он выпустит госпел альбом. "The Real One" стал последним альбомом группы в полном смысле этого слова, но каждый из участников продолжил собственную карьеру.
Mr. Mixx намерен 28 марта выпустить свой очередной сольник "VGNL Minded", в котором продолжит эксплуатировать ту самую, наруленную однажды в 2 Live Crew, тему секса и тусовки. Предыдущая его работа выходила более трех лет тому назад (альбом "Nasty, Controversial and Unauthorized" – сентябрь 2002). В данный момент он сидит в Carson City, Nevada на студии. Альбом выйдет на его собственном лейбле Mr. Mixx Recordings, а дистрибьюцией займется лейбл Afroman’а Hungry Hustler Records через Redeye Distribution. Mr. Mixx как раз недавно вернулся из гастрольной поездки Afroman’а, где он работал диджеем.
Люк тоже не складывает руки, выпуская то, что он называет аудио-книгами, основываясь на своем богатом опыте закулисного общения и материале своего Luke Freekshow – отвязанных вечеринок со знаменитостями. Тройной компакт-диск "Freaky Times" включает в себя "Uncle Luke - My Life & Freaky Times" – два диска с отрывками из его готовящейся книги и саундтрек с участием Trick Daddy, Petey Pablo, Jacki-O, Pitbull, Dirtbag, Big Tigger и так далее. Теперь его нужно называть Uncle Luke и он продолжает начатую когда-то сексуальную революцию в музыке на своем лейбле Luke Entertainment.
В конце прошлого года увидел свет DVD на котором собраны нецензурированные версии всех клипов 2 Live Crew. Конечно, этот релиз вышел под Lil' Joe и чутким взглядом Weinberger'a.
Дискография:
2 Live Crew Is What We Are - 1986 / Luke Skyywalker
Move Somthin' - 1987 / Luke Skyywalker
As Nasty as They Wanna Be - 1989 / Luke Skyywalker
As Clean as They Wanna Be - 1989 / Luke Skyywalker
Sports Weekend: As Nasty as They Wanna Be, Part II - 1991 / Luke
Sports Weekend: As Clean as They Wanna Be, Part II - 1991 / Luke