Легенда всего европейского мультипликационного граффити поляк Robert Proch, работы которого украшают около сотни улиц и стен главных галерей искусства, смог поделиться своими секретами с поклонниками и почитателями. Каждая его работа являет обществу своеобразную философскую и иногда агрессивную картину мира. Он действительно художник от Бога, а его арт был неоднократно оценен ведущими критиками планеты. Прочитав интервью, можно заметить, что Роберт не только хорош в рисовании, но и интересен в общении:
- С чего начался твой путь в искусстве? Да и многим просто интересно откуда ты и кем был раньше.
«Я родом из польского Быдгоща, где родился в 1986-м и вырос. С ранних лет любил рисовать, наблюдать за художниками, потом пробовал делать какие-то наброски, скетчи. Понятное дело, не все получалось, но со временем удалось стать тем, кем и хотел в детстве. В 2002-м году впервые начал рисовать граффити – это были любительские граффити-рисунки, которые мы с ребятами наносили на тротуары. Вскоре меня заметили люди из рекламы и предложили исполнить несколько работ, а потом и вовсе предложили работу мультипликатором в студии».
«В студии обожаю работать, но на улицы так и тянет. Если серьезно, я до сегодняшнего дня не могу определиться, что мне больше по душе: рисовать на улице или в студии. Я благодарен Марко Швальде за то, что он взял меня в свою команду «Intoxicated Demons». Наверное, это главное событие в моей жизни – это работа, о которой я и мечтать не мог!»
- Если анализировать твои поздние работы, то видно, что ты не придерживаешься конкретной техники райта. Это фишка твоя?
«Техника есть у всех, их даже может быть несколько, если рассматривать это понятие более широко. Если у тебя есть строгие условия и рамки, в которых ты должен создавать свои эскизы, то ты и технику свою подстраиваешь под них. Это касается и тонов красок, и линий, и всего остального. Вообще я люблю импровизировать, для этого никакой техники не надо! Рисуй то, что тебе диктует твое подсознание, только тогда ты получишь должное удовольствие от процесса райта. А в импровизации уже есть такой фактор, как настроение. Есть оно – рисунок в итоге понравится, нет – будешь его переделывать».
«В мультипликации импровизации нет места, так конкретика и шаблоны, которыми ты играет под сценарий. Идея уже известна, сюжеты, настроения героев и прочее – это облегчает работу, но иногда делает ее однообразной. Я люблю вырисовывать характеры людей на их лицах – это делает персонажей куда живее. Люблю наблюдать за мультипликацией, как кадр за кадром твои герои словно оживают!»
- Как тебе под крылышком «Intoxicated Demons»? Это сотрудничество не сковывает твои действия, задумки?
«Я не зря подписался к ним, это профессионалы, которые помогают тебе раскрыться. Они помогли и мне, и многим моим знакомым. Здорово было их встретить, вообще контракт пришелся как нельзя вовремя. Если бы не «ID», то скорее всего я бы просто создавал свои граффити-рисунки на стенах и перебивался редкими заказами. Всегда хорошо иметь работу, которая приносит себе удовлетворение в эмоциональном плане и позволяет тебе раскрыться в желаемом направлении».
«Спасибо Марко Швальде еще раз за его умение подсказать в нужный момент. Он настоящий эксперт в искусстве, причем не консерватор! За его плечами десятки успешных проектов, которые принесли пользу человечеству. В «Intoxicated Demons» мы помогаем мотивироваться друг другу, что способствует развитию таланта».
- У тебя уникальный стиль подачи граффити. Долго шел к такому уровню?
«Я даже не заметил, как это получилось – просто рисовал и совершенствовался. Уверен, что мне есть еще куда расти – это моя главная цель. У меня был просто дикий интерес к рисованию, поэтому я все время посвящал райту. Когда долго занимаешься одним делом и веришь в него, то и результат приходит. Я многие годы оттачивал некоторые моменты, которые меня напрягали в моей технике, некоторые недочеты ее остались».
«Одно время я стремился получить «высшее» в области искусства, но потом понял, что в ВУЗе я просто зарою свой потенциал в стандартных шаблонах и бесполезных уроках. В итоге я так и не поступил, но случай распорядился в мою пользу – я получил замечательную возможность показывать свои работы и параллельно с этим зарабатывать на жизнь, о чем мечтают многие граффитчики. Опять же, главное – стараться и работать, только тогда достигнешь желаемого уровня, еще следует учиться на ошибках».
- Ты пример для молодых художников. А чем живет уже профессиональный художник?
«Лично у меня половина времени сводится к созданию видеоматериалов. Я успеваю и в студии порисовать, и на улице что-то новенькое придумать, и дома посидеть о жизни подумать. Время есть у каждого, главное, не терять его зря, а чем-то заниматься, тогда будешь вполную получать кайф от жизни. Если бы я сковывал себя постоянно какими-то рамками, то вряд ли смог бы прогрессировать».
- Какой дашь совет начинающим райтерам?
«Не копируйте чужих, придумывайте и импровизируйте!»