Suprême NTM — одна из первых групп, представляющих волну жесткого (hardcore) рэпа во Франции. Группа в своих песнях изображает картину жизни такой, какой они её видят, используя для этого свой родной язык. Происходя из парижских трущоб, Suprême NTM показывают отчаяние и боль живущей там молодёжи, а также серую обыденность, лишённую всяких надежд на светлое будущее, разоблачают социальное и политическое "благополучие" городских окраин. Для них рэп — это способ расставить все точки над "i". Сильная, порой вызывающая лирика, принесла этой группе широкий круг поклонников и скандальную славу.
Вступление: У истоков группы стояли Kool Shen (настоящее имя Бруно Лопез, фр. Bruno Lopes), Joey Starr (настоящее имя Дидье Морвиль, фр. Didier Morville) и ди-джей по имени DJ's. Бруно и Дидье появились на свет в 1968 году, DJ's старше их на два года. Они выросли в Сент-Дени (фр. Saint-Denis), самом криминальном и бедном районе Парижа. Бруно и Дидье вместе ходили в школу, вместе открыли для себя хип-хоп-культуру. Как-то в 1983 году увидев на Трокадерской площади (фр. Trocadéro esplanade) американцев, танцующих смерф (англ. smurf) под музыку, похожую на SUGAR HILL GANG, они начали танцевать самостоятельно. Толчком для дальнейшей деятельности послужила анимация "Hip-hop" от легендарного Sidney, показанная по французскому телевидению в 1984 году. Два друга основывают команду ACTUEL FORCE и уносят золото с ряда французских брейк-данс-фестивалей, после чего направляют свой взор в сторону Европы. Помимо брейк-данса они занимаются и граффити и тегингом (tagging)
Nique Ta Mère: Первые тексты Kool Shen'a и Joey Starr, написанные в 1989 году, в то время, когда бытовало мнение, что рэп может существовать только на английском языке, стали своеобразным вызовом, ломающим этот стереотип. В 1989 году по приглашению радиостанции «Nova» они читают рэп в прямом эфире программы «Dee Nasty» под аккомпанемент ди-джея по имени Concepteur Detonateur S. Так состоялась публичная презентация группы SUPREME NTM. Несколько месяцев спустя группа принимает участие в битве ди-джеев «Кубок Парижа» (фр. Coupe de Paris des DJ's’), после чего выступает на разогреве одной из французских рэп-команд того времени SOURIS DEGLINGUEE (фр. Souris Déglinguée) в концертном зале "Олимпия".
NTM - сокращение от "Nique Ta Mère", что дословно означает "Ёб твою мать" - ругательство, которое подростки часто слышали в свой адрес из соседских окон. На приставке "Suprême" настоял лейбл, записывающий группу.
Je Rappe - первая композиция: В 1990 году SUPREME NTM записывают свою первую композицию "Je Rappe" ("Я читаю рэп") для сборника "Rapatittude" (изданный на Label Noir), и отправляются с другими участниками этого проекта в турне по провинции в поддержку компиляции. В июле они подписывают контракт с компанией Epic и сразу же выпускают свой первый сингл "Le Monde De Demain" ("Мир завтрашнего дня"), содержащий 4 трека. В этой песне с небольшой долей сарказма рэперы говорят, как им повезло жить во Франции, на окраинах, управляемых системой, толкающей молодёжь к обрыву, дискриминирующей по классовой, расовой, стилевой принадлежности и даже по лицу, где фактор насилия вошёл в состав крови, где, поворачиваясь спиной к социальным проблемам, люди осознают их серьёзность только после смерти близких. То, каким будет завтрашний мир, зависит только от нас. Два эмси предупреждают о том, что, находясь в тени бездействия, нельзя увидеть свет в конце тоннеля. Напоминая о критической точке, которую невозможно обойти, SUPREME NTM обращаются к правительству с просьбой обратить особое внимание на молодёжь, дабы избежать серьёзных конфликтов.
По воле случая дата релиза этого сингла совпадает со стычками молодёжи с полицией в Лионе и с демонстрацией студентов в Париже. После продажи более 50 000 экземпляров песни, группа отказывается от участия с ней в хит-параде.
Authentik: В марте 1991 года начинается десятимесячное турне в поддержку дебютного альбома SUPREME NTM "Authentik". В июле они пересекают Атлантику и вместе с Son Of Barzek выпускают в нью-йоркском Паладиуме (англ. Palladium) на «New Music Seminar», 24 января 1992 года SUPREME NTM дает заключительный концерт в концертном зале "Зенит" (фр. Le Zénith) в Париже перед многотысячной публикой. Первый альбом расходится 70 000-м тиражом. В том же году группа выпускает два сингла "Authentik" и "Soul Soul" (оба с ремиксами от Kirk Yano). Так же после своего тура группа выпустила макси-сингл "Boogie man", в котором были 2 трека с выступления в зале "Зенит".
I’ve got my finger on the trigger! - 1993: Следующий год ознаменовался выходом нового опуса рэперов из Сент-Дени "J'Appuie Sur La Gachette" ("Я нажимаю на курок"). Но массы шокировало не столько название диска, сколько содержание песни "La Police", где в жесткой манере осуждаются превышение полномочий полиции. SUPREME NTM рассказывают о погрязших в коррупции представителях закона, которые постоянно перегибают палку, обладая правом на обыск без ордера и использование дубинок при допросах, невзирая на то, виновен человек или нет. Оскорбленная полиция подает в суд на группу, но дело завершается лишь тем, что на радио-станциях запрещают проигрывание треков NTM.
Несмотря на бойкот, объявленный радиостанциями их творчеству, SUPREME NTM выпускают, как и ожидалось в марте новый сингл "J'appuie Sur La Gachette", песню, в основу которой была положена история самоубийства.
Группа так же привлекла к себе внимание тем, что их концерты в парижском "Palais des Sports" были отменены, в связи с тем, что организаторы боялись неконтролируемой толпы во главе c NTM.
В июле 1994 года они отправляются сначала в Нью-Йорк, затем в Париж для подготовки к работе над третьим альбомом. 10 февраля 1995 года на прилавках магазинов появляется первый сингл нового альбома "Tout N'est Pas Si Facile" ("Все не так уж просто"). На место DJ's, покинувшего группу, был найден новый - DJ Clyde. Требования к равенству присутствуют на этой работе, и уличные рифмоплеты Kool Shen и Joey Starr как всегда придают своим текстам бунтарские оттенки. Что касается музыки, то здесь ощутим значительный рост в сравнении с первым альбомом.
"Tout N'est Pas Si Facile" - ностальгия по первым годам хип-хоп-движения, ставший впоследствии самым популярным во Франции, да и не только. Сингл "La Fièvre" ("Лихорадка"), войдя в ротацию всех радиостанций, стал сладкой вендеттой тем, кто когда-то был ими бойкотирован - 2 года байкота. В этом треке рассказывается о том, как не выспавшийся Kool Shen, направляясь на встречу с Joey Starr, забывает дома права и попадает в полицейский участок, где, столкнувшись с бюрократией, час за часом проводит в нервной лихорадке, сидя на скамье у батареи. Joey Starr же, не дождавшись своего друга, встречает прекрасную незнакомку, с которой проводит замечательный вечер.
В песне "Paris Sous Les Bombes" ("Париж атакуют бомбы"), SUPREME NTM читают о том, как появление хип-хопа отразилось на облике Парижа, превратив его в настоящий хардкор-библейский город. Продав более 250 000 экземпляров альбома, Kool Shen и Joey Starr отправляются в турне, которое включало в себя апрельское выступление на «Printemps de Bourges festival», и побывали на известном «Francofolies festival» в Rochelle в июле. 9 июня в очередной раз, "разорвали" "Зенит" в Париже.
La Police: И тут, исполненная 14 июля 1995 года во время концерта «Rendez-vous de la Liberté», организованного "Sos-Racisme" в Сейен-сюр-мер (фр. Seyne-sur-mer), песня "La Police" вновь принесла группе кучу неприятностей. Представители полиции, следившие там за порядком, подали прошение в суд, обвинив SUPREME NTM в оскорблении. В ноябре 1996 года они были приговорены к шести месяцам тюрьмы за "оскрорбление офицеров порядка", включая три месяца строгого режима, и шестимесячному запрету на деятельность. Но после извинений приговор был сведен к двум месяцам тюремного заключения и к штрафу в 50 000 франков. Это дело стало общенациональным: возникли споры о том, можно ли осуждать группу, которая, невзирая на гнев и грубость, отражает реальность такой, какой видит её, и говорит о насилии, присущем городским окраинам.
Выпустив ремикс "Affirmative Action" совместно с нью-йоркским рэпером Nas'ом. После, на всё лето 1997 запираются в студии Puteaux для записи нового материала. SUPREME NTM начинают работу над четвёртым альбомом "Supreme NTM", который выходит 21 апреля 1998 года. Песни "Laisse pas traîner ton fils" и "Pose Ton Gun" являются яркими примерами творческого роста двух эмси, к этому моменту ставших ветеранами хип-хопа.
"Laisse pas traîner ton fils" ("Не разрешай сыну шляться по вечерам") - это обращение к матерям, которые никогда не мечтали о рождении ребёнка, к отцам, обожающим острое словцо, "ранящее, как удар кинжалом прямо в грудь", чьи дети брошены на произвол судьбы, отданы на воспитание системе, затягивающее на их шеях петли, об улице, где на каждом шагу можно поскользнуться, о стрельбе, проституции и наркотиках, растворяющих разум молодёжи. SUPREME NTM просят родителей прислушиваться к словам своих сыновей, не давать им искать на стороне ту любовь, которая должна быть в материнских глазах.
"Pose Ton Gun" ("Брось пистолет") - весьма эмоциональный трек, призывающий молодых парней бросать оружие, бросать, пока не произошло то, что необратимо, бросать, "дабы не попасть в список не доживших до двадцати", бросать пистолет, пока "не раздался похоронный звон", бросать его, чтобы сохранить то, что ещё осталось в тебе, бросать, чтобы не стать причиной чьих-то слез. Не строй из себя героя, говорит Kool Shen, не играй со смертью, ведь против неё нет противоядия. SUPREME NTM учат уважать людей, чужие жизни, никогда не судить по цвету кожу и дорожить каждой минутой своего существования.
В "That Ε's My People" рассказывается о том, как, устав быть тем, кому никогда не везло со счастьем, устав быть рабом, герой водрузил на спину крест эмси, встав на бесконечное число ступеней, ведущих к совершенству. Очищая правду ото лжи, он творит для своих людей, для тех, кто ждет его песен, для тех, кто несмотря ни на что, понимает его, он занимается этим во имя детей из гетто, "в уставших глазах которых все еще тлеют огоньки", он читает, чтобы противостоять пропаганде "FN" (французская нацистская партия). Он говорит о том, как дорога для него дружба, о тех людях, благодаря которым он до сих пор держится на ногах, о близких, в окружении которых он чувствует себя защищенным, он учит ценить их любовь, когда они рядом.
В стране, которая посчитала их рождение ошибкой, критический дух переживает кризис, говорят SUPREME NTM в песне "On Est Encore La" ("Мы все еще здесь"), и ничто, никакие невзгоды не запретят им сотрясать сознание масс, никакие сроки, штрафы, бойкоты не способны выбить их из обоймы, заставить молчать о том, что нуждается в словесном выражении.
Они все ещё здесь и останутся здесь до конца, несмотря ни на что, SUPREME NTM отдают дань тем эмси, которые не променяли служение правде на место в чарте.
IV My People & B.O.S.S.: 24 февраля 1999 года Joey Starr снова отправляется на скамью подсудимых за нападение на стюардессу в фойе отеля, судья приговорил его к 2 месяцам тюремного заключения и штрафу в 30 000 франков. Но через 4 месяца, за нанесение тяжких телесных увечий своей бывшей девушке Jennifer Galin, оказался на 6 месяцев в тюрьме Bobigny.
Спустя десятилетие активной деятельности группы, принесшие четыре успешных альбома и более десятка не менее успешных синглов, было создано два лейбла IV My People от Kool Shen и B.O.S.S. от Joey Starr.
Но на этом сотрудничество Kool Shen и Joey Starr не закончилось.
В феврале 2001 выходит альбом "NTM Le Clash", содержащий ремиксы на знаменитые песни группы, сделанные ди-джеями IV My People и B.O.S.S.. За первые 6 месяцев количество продаваемых копий достигло 200 000.
В 2002 году Joey Starr записал сингл для фильма "Axterix et Obelix: mission Cleopatra". Так же у него появилась еженедельная радио-передача, и бренд одежды Com-8, продаваемый в бутике Streetwear.
Окончание: SUPREME NTM - одна из первых групп Франции, ставших голосом молодёжи и бедных, не имевших права на своё мнение. Это очевидно из таких песен, как "Quei Gratitude Devrais-Je Pour La France" ("Чем же я обязан Франции?") и "Qu'est-Ce Qu'on Attend?" ("Чего мы ждем?"). Группа несет свое знание массам, которые в своем большинстве не осведомлены, что на самом деле происходит на окраинах их родных городов. Она также дает миру знать, какой бы они хотели видеть жизнь. В таких песнях, как "Blanc Et Noir" ("Белое и черное"), Kool Shen и Joey Starr описывают расовую гармонию, говорят, что лучший способ избавиться от всяческих предрассудков - позволить детям различных этносов расти вместе, дать им возможность обмениваться своими культурами, не отделяясь друг от друга. Вместе они сформируют новую социальную группу с общим опытом, моралью и историей.
Отбросив же все философские размышления, можно сказать, что SUPREME NTM делают замечательную музыку, комбинируя спокойный приятный стиль Kool Shen'a с жесткими хриплыми атаками Joey Starr'a. На протяжении многих лет изменялся только бит: если на первом альбоме он был довольно быстрым (что соответствует стилистике тех годов), то год за годом он становился медленнее и медленнее (но никогда не становился скучным). Всё это ставит команду на один уровень с многими американскими хардкоровыми группами.
Дискография:
1991: Authentik 1993: J’Appuie Sur La Gâchette 1995: Paris Sous Les Bombes 1998: Suprême NTM 2000: Live (1991-1998) 2001: NTM Le Clash - BOSS Vs IV My People 2007: Best Of 2007
A$AP Rocky о том, как дал шептуна при звездных гостях, Snoop Dogg о правильном воспитании в сыне пристрастия к травке, Lupe Fiasco об НЛО и многое другое...
Несмотря на то, что ежегодный крупнейший фестиваль рэп-рока «Smokeout Festival 2012» пройдет 3 марта, Калифорния уже вовсю готовится к предстоящему празднику музыки...