Термин «Хип-хоп» произошел от однородного английского слова «Hip-Hop», если смотреть перевод слова по составным частям, то слово «hip» дословно означает «меланхолия», «hop» переводится как «танец» или «наркотик». По большому счету, «Хип-Хоп» - это танцевальное направление рэпа, ориентированное на качающие легкие ритмы. С другой стороны, некоторые считают, что «hip-hop» представляет собой словосочетание, где первая его часть является прилагательным, тогда перевод звучит как «модные танцы», «модные движения». В принципе, второй вариант перевода является более точным и правильным, и в этом мы сейчас убедимся.
Хип-хоп уже давно стал культовым движением в музыке, родоначальником которого по праву следует считать уличных рэперов Нью-Йорка. Еще в 1974 году диджей Африка Бамбата выделил несколько основных ветвей новой для того времени суб-культуры «Хип-хопа»:
- ДиДжеинг (DJing) – когда человек (диджей) осуществляет воспроизведение ранее записанных на пластины или другие носители музыкальные произведения с их измерением и добавление обобых звуковых спецэффектов.
- эМсиинг (MCing), представляющий собой обобщение всем известного вида ДиДжеинга, в котором главным действующим лицом является MC – человек, который качает толпу по средствам электронной музыки и отдельным импровизированным фразами со сцены (рэпа).
- Брейкинг (Breaking) – так называемый «брейк-данс» или «бибоинг», представляющий из себя уличный танец под ритмы хип-хопа.
- Граффити (Graffiri writing) – особый способ изображений тематических рисунков или надписей на какой-либо поверхности, в основном, на стенках. Граффити наносятся на поверхность при помощи красок, баллончиков или специальных чернил.
- Ноулэдж (Knowledge) – определенная крайне узкая философия познания по средствам ритмичной музыки.
- Битбоксинг (Beatboxing) – имитация ритмов, битов или мелодий с помощью артикуляции голосового аппарата. Надо сказать, что в последнее время именно битбоксинг является одним из самых распространенных видов хип-хопа и постоянно набирает обороты.
- Сленг (Slang) – особый набор специфических слов и их значений, часто используемых в культуре хип-хопа.
Отдельное внимание заслуживает такое понятие, как «хип-хоп мода», то есть особый стиль одежды, свойственный хип-хоп движения и относящийся к любому из его ветвей.
Назад в прошлое:
Впервые хип-хоп появился в конце 1974-го в латиноамериканских и афроамериканских слоях Бронкса. Тогда это была основная музыка на всех вечеринках, которую на примитивной технике крутили диджей. Однако многие музыкальные аналитики считают, что подобное направление музыки появилось еще в начале 60-х в Ямайке, где хип-хоп в то время был чуть ли не гимном страны. Хип-хоп 70-х сводился к постоянному повторению отдельных частей танцевальных композиций. По большому счету, тогдашние диджей играли роль, так называемого, конферансье или MC, которые, кроме замиксованных треков, частенько обращались к аудитории по средствам энергичных возгласов и фраз.
Следует отметить, что в то время не было даже любительских студий, уже не говоря о профессиональных, да и качественных записей рэпа также не существовало, поэтому диджеи скупали сотни кассет с записями живых концертов, а поверх записей уже искусственно стали миксованные ритмы, басы, в свою очередь, списанные с записей диско. Сверху на полученные композиции ставились рэп-начитки.
Основоположницей хип-хопа следует считать известную американскую певицу Сильвию Робинсон, которая вместе со своим мужем создалась первую профессиональную звукозаписывающую студию «Sugar Hill Records», тем самым добившись коммерциализации хип-хопа. Дебютным синглом компании стал трек «Rapper’s Delight», записанный в конце 1979-го рэп-группой Sugarhill. Песня произвела такой фурор и сенсацию, что всем стало ясно – будущее у хип-хоп есть и очень успешное и популярное. Именно после выхода в свет 11-минутного сингла «Rapper’s Delight» весь мир узнал о том новом явлении в музыке, как хип-хоп и рэп. Следует отметить, что трек разошелся рекордным в то время тиражом в 8 миллионов экземпляров. Нельзя не оставить без внимания и то, что впервые в музыке звучали дельные рифмы, в которых повествовалось о бытовой жизни, высмеивании тщеславия, ну и без темы секса не обошлось.
Группа "Sugarhill"
Переворот в хип-хопе наступил в 80-х годов, виной всему стал неожиданных огромный интерес к новому направлению в музыке, который как раз в это время набирать обороты в Европе. Это была новый шаг в мире электронного звучания. Основоположниками ее по праву следует считать английского рок-музыканта Гэри Ньюмэна, а также немецкий техноколлектив Kraftwerk, именно благодаря им привычный ранее хип-хоп смог оторваться от поднадоевших ритмов фанка и диско. Новые технонаходки на пару с ломаным брейкбитом теперь стали основой любого хип-хоп сингла. Чего уже говорить об усовершенствованной технике ямайского даба, который также пользовался широкой популярностью у рэперов и хип-хоперов.
На то время главными новаторами Hip-Hop'а были Грандмастер Флэш и Кертис Блоу, кстати говоря, именно трек «The Message», исполненный Грандмастером, был признан известным журналом «Rolling Stone» в 1982 году самым мощным и влиятельным за всю историю хип-хопа.
Следующими новаторами в жизни танцевальной ломаной музыки стали легендарные группы Run DMC, Beastie Boys и Mantronix, которые также внесли значительный вклад в развитие и популяцию хип-хопа. К примеру, Run DMC открыл миру особый машинный бит, Beastie Boys совместили некоторые элементы рэпа, хип-хопа и панк-рока, а Mantronax произвели революцию в сфере техномикширования.
Начиная с 1985-го, танцевальная музыка хип-хопа перестала быть таковой, все больше рэперов работало над более серьезными темами, нежели просто для вечеринок. Стали появляться, так называемые, агрессивные тексты, к примеру, к всем известного культового хип-хопера Public Enemy. В конце 80-х рэп достигли своего нового уровня популярности, теперь хип-хоп слушали наравне с кантри и роком. В этот же успешный для мирового хип-хопа период Американской академией звукозаписи было решено учредить специальные категории рэпа, которые розыгрывались на «AM Awards» и «Грэмми». Первыми этих наград удостоились хип-хоперы Kris Kross и MC Hammer.
90-е годы ознаменовалось появлением в хип-хопе нового поджанра с приставкой «Гантста», где агрессивные и вызывающие тексты песен были наполнены глубочайшим смыслом, который наглядно отражал весь криминальный мир гетто.
С началом нового тысячелетия стали открываться сотни профессиональных студий, появилось множество продюсеров и промоутеров, наглядным примером этому могут служить Тимбалэнд и Скотт Сторч.
Сейчас хип-хоп является одним из самых востребованных жанров музыки, как среди молодежи, так и среди взрослых беспечных людей, и стал целой субкультурой.