Все существующие микрофоны подразделяются на 3 основные типа:
1. Ленточный;
2. Динамический;
3. Конденсаторный.
Ленточный микрофон состоит из тонкой алюминиевой ленточки, свободно двигающейся в магнитном поле. Алюминиевая ленточка чувствительна к малейшему колебанию звуковых волн. От громкого звука такой микрофон может быстро выйти из строя, так как ленточка может легко сместиться. Именно поэтому такие микрофоны не применяются в концертной практике. Однако иногда их используют в звукозаписывающих студиях или на радио. Ленточные микрофоны уже перешли в стадию раритета.
Динамический микрофон состоит из плотной мембраны и катушки, окруженной полем постоянного кольцевого магнита. Мембрана и катушка соединены между собой. Принцип действия этого вида микрофонов основан на движении мембраны, которая, перемещая катушку, создаёт в ней пересечение звуковых линий магнитного поля. Данный процесс создаёт токи, соответствующие звуковым колебаниям. Этот вид микрофонов относится к бюджетной линии, относительная дешевизна динамичных микрофонов связанна с простотой строения и сборки. Такой микрофон редко выходит из строя.
Конденсаторный микрофон, в отличие от динамичного, состоит из тонкой мембраны и параллельного ей электрода. Кроме мембраны и электрода, для функционирования данного вида микрофона необходим источник питания, который и создаёт конденсат, это может быть либо батарея, либо отдельный блок питания, либо подключение к пульту с фантомным питанием. Ёмкость конденсата изменяется под действием колебания мембраны, что способствует появлению сигнала. Сигнал обладает не большой силой, и усиливается он встроенным усилителем.Конденсаторный микрофон более чувствителен, чем динамичный, это связанно с тонкостью мембраны, он менее устойчив к механическим повреждениям. Данный вид микрофонов относится к профессиональной группе. Конденсаторный микрофон способен более точно воспроизводить вокал, он способен воспроизвести даже малейшие шорохи и лёгкое дыхание, поэтому использовать его лучше, будучи уверенным в своих профессиональных возможностях. Для начинающих вокалистов лучше подойдёт динамичный микрофон, он не улавливает мелкие изменения в тембре. Однако это лучший вариант для студийной записи.
При выборе микрофона так же важно обратить внимание на зависимость чувствительности микрофона от направления прихода звуковых волн. Данная характеристика определяет оптимальное расстояние микрофона от источника звука, а так же количество дополнительных звуков, которые должен улавливать микрофон. По этому критерию все виды микрофонов (ленточные, динамичные и конденсаторные) подразделяются на:
Ненаправленный микрофон одинаково улавливает звук, поступающий со всех сторон. Данный микрофон чрезмерно чувствителен к реверберации, он создаёт эффект отдаления источника звука и подчеркивает дефекты акустики помещения. Данный микрофон эффективно применять в заглушенном помещении, так же его можно использовать при многоголосной записи.
Однонаправленный микрофон способен воспринимать звук, поступающий только с одной стороны от микрофона, его применяют в помещении с большим количеством звуковых отражений, а так же при наличии большого количества источников постороннего шума. Данный вид микрофонов применяется при многоголосной записи, это позволяет четко разделить голоса каждого вокалиста. Односторонне направленный микрофон позволяет снизить низкочастотные искажения, возникающие при поднесении микрофона близко к источнику звука.
Двунаправленные микрофон улавливает звуки, поступающие как с прямого, так и с обратного направлений, применяется такой микрофон в заглушенном помещении, он позволяет увеличить уровень переотраженных сигналов. Такой микрофон так же используется в том случае, когда возникает необходимость блокировать определённые источники шума. При этом микрофон направляется к источнику постороннего шума нечувствительной зоной. Такой микрофон эффективно используется для ослабления звуковых волн, отражающихся от боковых стен, пола и потолка помещения.
Микрофоны так же классифицируются по критерию сопротивления на:
Выходное сопротивление микрофона и входное сопротивление усилителя должны максимально совпадать, в противном случае качество звука значительно ухудшится, однако идеального совпадения добиться нельзя. При подсоединении высокоомного микрофона к низкоомному усилителю, мощность сигнала снизится. При обратном варианте звук приобретает окраску дисторшера. В концертной практике чаще применяют низкоомные микрофоны, так как они обладают низкой чувствительностью к шуму.
В зависимости от того как посылается сигнал, микрофоны подразделяются на:
1. Сбалансированные;
2. Несбалансированные.
Сбалансированный микрофон способен снизить влияние электрических шумов, эта его способность и позволяет использовать его в профессиональных студиях записи. Кабель сбалансированного микрофона состоит из трёх проводников, «красный», «белый» и «экран». Экран защищает красный и белый кабель от внешних электрических токов. Он используется при длинном кабеле для низкоомного микрофона.
Несбалансированные микрофоны состоят из 2-х проводников, один из которых выполняет двойную функцию, одновременно являясь белым и экраном. Данный вид микрофонов используются только при небольшой длине кабеля. При использовании сбалансированного микрофона с микшером, необходимо распаять разъём. При этом, 1 и 3 контакт микрофона соединяются с экраном, а контакт 2 соединяется с центральной жилой. При использовании такого соединения, кабель не должен превышать длину 6 м.